Издавна в Узбекистане народ как к святыням относился к воде и земле. Без воды нет жизни под горячим азиатским солнцем. Земля - кормилица, начало всего, ведь первый человек, как учит Коран, был создан из глины. На этой земле люди с древнейших времен из глины создавали свой мир. Из сырцового и жженого кирпича возводили крепости и храмы, строили жилища, в глиняных печах-тандырах пекли лепешки. |
В доисламскую эпоху глиняные божки оберегали семейный очаг от бед, из глины делались игрушки-свистульки для детей, она была незаменимым материалом для изготовления посуды. Не удивительно, что среди множества ремесел, которыми владеют узбеки, одним из самых почетных и уважаемых с давних времен стало гончарное искусство. В каждом регионе страны существует своя школа керамики, имеющая традиции, уходящие корнями в глубокое прошлое. На холмах городища Афросиаб в пригороде Самарканда археологи обнаружили множество статуэток - изображений фантастических животных, драконов и львов из терракоты, обломков керамических чаш, расписанных неизвестными мастерами, жившими полторы-две тысячи лет тому назад в легендарной Мараканде. В середине двадцатого века народный мастер-керамист Умар Джуракулов, приглядевшись к находкам ученых, изучив старинные орнаменты и пластические приемы, стал лепить причудливые фигурки, возродив древнее искусство. В наши дни в керамической мастерской на одной из улиц Самарканда, носящей имя этого прославленного мастера, его ученики и ученики его учеников продолжают традиции керамики Афросиаба. Забавные всадники на осликах и лошадках, сценки, подсмотренные в чайхане и на базаре, клоуны-масхарабозы и, конечно, миниатюрные драконы - все эти терракотовые изделия стали для туристов лучшими сувенирами на память о путешествии в Самарканд. |
В одном из старейших городов мира - Хиве сложилась хорезмская школа керамики, отличающаяся монументальностью четкой графики геометрического орнамента. Узоры гончарных изделий так живо перекликаются с декором майолик, покрывающих стены знаменитых архитектурных памятников древней Ичан-калы, потому, что нынешние ремесленники являются прямыми потомками народных мастеров, украшавших ханские дворцы и мечети. Современные кулолы используют те же природные компоненты для приготовления глазури-ишкор, какие применялись их предками для изготовления немеркнущих синих, голубых, бирюзовых изразцов.
В любом уголке республики любитель гончарного искусства найдет особый неповторимый стиль росписи, чистоту декоративных форм, живое ощущение рукотворности. Но подлинный ценитель голубой керамики будет стремиться попасть в Ферганскую долину, в Риштан.
По историческим сведениям гончарный промысел возник в Риштане около тысячи лет назад. Риштанские керамисты - кузагары считают себя потомками основоположников гончарства и хранителями старых традиций.
В средние века искусство риштанских мастеров достигло известности во многих городах и странах, лежавших на Великом шелковом пути. После создания Амиром Темуром его могущественной империи Мовароуннахр лучшие товары из всех стран можно было найти на базарах этой империи. Среди особо ценных товаров был тончайший белый китайский фарфор с кобальтовой росписью. Но секрет его изготовления китайцы не выдавали никому.
Доподлинно известно, что Амир Темур в конце XIV века послал несколько мастеров из Самарканда в Риштан. Именно тогда были предприняты попытки разгадать секрет производства китайского фарфора. Поскольку в Ферганской долине не было залежей высококачественной каолиновой глины, эти попытки не удались, но в Риштане открыли способ выделки из местных глин полуфаянса, покрытого белой глазурью с синей росписью, так называемую керамику "чини", то есть китайскую. Этот стиль получил оригинальное развитие на узбекской земле. Надо сказать, что гончары Риштана еще в XIX веке делали посуду "чини". По древневосточным верованиям сине-голубой цвет символизирует счастье, ведь это цвет воды и неба.
В наши дни в Самарканде, Гиждуване и Ташкенте народные мастера используют для покрытия изделий в основном свинцовую глазурь - фабричную или собственного изготовления. Риштанские гончары до сих пор употребляют поливу "ишкор", которую изготавливают из золы только им известных кустарников. Мастера в нее добавляют олово, окислы кобальта, меди или железа. В зависимости от сочетания этих добавок с поташем, содержащимся в золе, глазурь "ишкор" приобретает ультрамариновый, бирюзовый, белый, черный или коричневый цвет.
Ни в одном из керамических центров Узбекистана нет такого разнообразия форм изделий, как в Риштане. Ляганы - блюда для плова, косы и шокосы - миски для супа-шурпы, огромные кувшины-хумы для хранения зерна и масла, маслобойки, глубокие сосуды с крышками для кислого молока -кошкулок, кувшины-офтоба для омовения перед молитвой, пиалы, кувшины-кузача для воды, сосуды в виде фантастической птицы - урдак - полет изощренной фантазии кулолов не знает предела.
В далеком прошлом остались магические представления, заключавшиеся в орнаментальных мотивах, но символико-поэтическое содержание их до сих пор известно кузагарам и как своеобразный "код" передается из поколения в поколение. Мастера создают на гончарных изделиях роспись в виде ветви с плодами граната, орнамента из кругов и спиралей - древних символов солнца, луны, вселенной. С XVIII века в росписи керамических изделий появились мотивы кувшинов, чайников, ваз с цветами.
Экспозиции музеев Италии, Венгрии, Франции, Бельгии, России украшают современные произведения риштанских мастеров - живые воплощения традиций голубой керамики эпохи Темуридов. В последние годы работы Набиджона Кодирова - ученика усто Ибрагима Камилова, Рустама Усманова, Шарафутдина Юсупова, Махмуда Азизова видели зрители на выставках в Швейцарии, Германии, Японии и в других странах. Коллекционеры со всего мира стремятся приобрести образцы голубой керамики. Да и любой турист-путешественник не удержится от покупки чуда из глины в одной из риштанских керамических мастерских. Ведь любое рукотворное произведение - уникально, поскольку ни у одного мастера даже в однотипных изделиях не повторяется ни форма, ни орнамент.
Риштан называют колыбелью искусства керамики Ферганской долины. В традициях керамики "ишкор" работает и Музаффар Саидов из кишлака Минор близ Риштана, а в Наманганской области, в старинном селе Гурумсарай, продолжает традиции своего учителя - знаменитого усто Кенжа - старейший мастер Гафурджан Машарипов.
Именно здесь, в Гурумсарае, у усто Махмуда Рахимова несколько лет назад постигал секреты древней технологии изготовления голубой глазури "ишкор" известный керамист из Ташкента, действительный член Академии художеств республики Акбар Рахимов.
В одном из старейших районов столицы Узбекистана - Кукче, на улице Одила Мухтарова находится одна из достопримечательностей города - Дом-музей имени Мухитдина Рахимова. Удивительную жизнь прожил этот замечательный человек - потомственный кулол в четвертом поколении, инженер-технолог керамики, ученый - исследователь. Защитив кандидатскую диссертацию он более сорока лет был старшим научным сотрудником республиканского Института искусствознания. В многочисленных поездках по старинным керамическим центрам, археологических экспедициях он досконально изучил традиционные художественные приемы гончарного искусства Самарканда, Бухары, Ташкента, Ферганской долины. Много лет Мухитдин Рахимов посвятил исследованиям керамики Кушанского периода и эпохи Темуридов. Он написал несколько книг и опубликовал десятки статей об истории керамики Узбекистана и технологии изготовления и обработки гончарных изделий, трактовке различных символов и художественных образов в керамике.
Утренние и вечерние часы каждого дня Мухитдин Рахимов отдавал главному делу своей жизни - работе с глиной за гончарным кругом-чархом и росписи своих работ. Он создал великое множество великолепных произведений, многие из которых воссоздавали стиль кушанского или темуридского времени. На его чашах и вазах парили стаи райских птиц -символы мира и благополучия, переплетался сложный геометрический орнамент или стилизованные арабские надписи, плыли рыбы, символизирующие с древнейших времен богатство и счастье. Традиции, которыми владел усто Мухитдин, все свое мастерство и стремление к совершенству он передал своему сыну Акбару.
Выдающийся художник-керамист, Акбар Рахимов после кончины отца создал на свои средства частный Дом-музей, в котором особое место занимает гончарная мастерская, собраны личные вещи и книги Мухитдина Рахимова, и, конечно, произведения мастера. Здесь же работы самого Акбара и продолжателя династии кулолов Рахимовых в шестом поколении, внука усто Мухитдина Алишера. За плечами этого еще молодого талантливого художника одиннадцать выставок в родном Узбекистане, в Японии, Германии, Франции. Продолжая семейные традиции, он работает то в стиле лощеной керамики эпохи Кушана, то в стиле голубой темуридской керамики, экспериментирует в воссоздании ташкентской резной керамики V века, создает серии произведений по мотивам стиля "кашгари".
В гостеприимном доме Рахимовых как завет всем потомкам-кулолам помнят слова усто Мухитдина Рахимова: "Каждое изделие - из глины. Но нельзя забывать, что творец должен не только любить ее всем сердцем, но и помогать ей облекаться в нужную форму".
В китайских хрониках I в. до н.э. отмечается, что жители Аньси и Большого Юэджи (так тогда в Китае называли земли Бактрии и Согдианы) искусны в различной резьбе, в строении дворцов, ткачестве шерстяных материй и вышивке шелком. Действительно, за несколько тысячелетий мастерство ремесленников Узбекистана в декорировании зданий достигло настоящих художественных высот. До наших дней сохранились образцы фигурной и орнаментальной резьбы по камню, дереву и ганчу, украшавшие дворцы и храмы старого Термеза в Сурхандарье и Варахши близ Бухары. Эстетика ислама дала новый толчок развитию орнаментального искусства. Древнейшее орнаментальное резное панно из ганча, сохранившееся почти неповрежденным, было найдено учеными в руинах дворца Саманидов на городище Афрасиаб на окраине Самарканда. Уникальная по своим художественным достоинствам резьба по ганчу, созданная неизвестными мастерами в XII веке, украшает пилоны дворца правителя Термеза. Многие памятники средневековой архитектуры Узбекистана декорированы ганчевыми резными панно и шарафа - сложнейшими по исполнению сталактитами, требующими точного математического расчета. Однако в последние десятилетия ХХ века, сохраняя традиционный орнамент, некоторые резчики по ганчу стали использовать фабричный гипс или алебастр вместо ганча. И если рельефный ганчевый орнамент старых мастеров и сегодня поражает воображение, то панно, вырезанные из гипса, требуют реставрации уже через десяток-другой лет. Восстановление традиционной технологии изготовления ганчевого раствора, использования старинных орнаментов и традиционных приемов резьбы стало настоящим возрождением древнего промысла.Недалеко от Убы, в сорока километрах от Бухары, в небольшом городке Гиждуване, некогда славившемся своей керамикой по всему Великому шелковому пути, живет знаменитый усто Алишер Нарзуллаев, действительный член Академии художеств Узбекистана, мастер-керамист в шестом поколении. Блюда-ляганы, пиалы, косы, вазы выходят из его рук с узорами, напоминающими расцветку перьев павлина. Яркие цвета красок, приглушенные толстым слоем глазури, приобретают мягкость и живописность акварели. Секреты мастерства работы на гончарном круге-чархе, создания необычных форм изделий из глины и приемы их росписи передал Алишеру отец, усто Ибадулло Нарзуллаев.
Резьба по камню - такой же древний промысел, как и резьба по ганчу. В древности камень использовали при изготовления форм для литья бронзы, из камня вырезали статуэтки и амулеты. В средневековье искусство резчиков по камню нашло применение в украшении мавзолея Гур-Эмир мраморными резными панелями. Да и само надгробие Амира Темура было вырезано из темно-зеленого нефрита. Из камня была изготовлена и уникальная подставка для Корана Османа, которая до сих пор находится во внутреннем дворе мечети Биби-Ханым в Самарканде. В жилых домах Бухары, сооруженных в ХIX - начале ХХ века, и сегодня можно встретить резные панно и сливы для воды из газганского и нуратинского мрамора. Наконец, уже в наши дни узбекские мастера создали великолепные резные мраморные панно для оформления фасада здания Академического Большого театра оперы и балета имени Алишера Навои.
Орнаментальные мотивы резьбы по дереву близки по стилистике резьбе по ганчу и камню. Один из древнейших сохранившихся образцов резного дерева XI века - эпиграфический фриз в обрамлении орнамента из резного дерева - был обнаружен во время археологических работ в древнейшей части мавзолея Кусама ибн-Аббаса в ансамбле Шахи-Зинда. Излюбленными деталями фасадов и интерьеров стали деревянные резные колонны, панно, двери. Мастера резьбы по дереву эпохи Темуридов оставили уникальные памятники средневековой культуры. Это, в первую очередь, знаменитые резные двери гробницы Амира Темура и мавзолея Кусама ибн-Аббаса в Самарканде, кенотаф мавзолея Сейфиддина Бохарзи в Бухаре. В XVIII веке общепризнанным центром этого искусства стала Хива, о чем свидетельствует сооружение Джума-мечети с 212 резными колоннами. Резное дерево нашло широкое применение и в украшении бытовых предметов - низких столиков хан-тахта, шкатулок для драгоценностей и футляров. Современные мастера-резчики по дереву бережно сохранили старинные приемы и успешно возродили такие уникальные виды резьбы, как "лаух" - раскладная подставка для Корана, вырезанная из цельного куска дерева и не имеющая соединительных элементов и шарниров, и ажурная наборная решетка "панджара", при изготовлении которой не применяются ни клей, ни гвозди.
использон материал сайта
Комментариев нет:
Отправить комментарий