Будущая танцовщица родилась в семье владельца шляпного магазина Адама Зелле 7 августа 1876 года в городе Леувардене в голландской провинции Фрисланд. При рождении ее назвали Маргаретой Гертрудой. Когда ей было 14 лет, родители развелись. Отец, шляпная торговля которого долгое время процветала, внезапно разорился, а мать не смогла вынести его депрессий, перемежающихся вспышками гнева, и подала на развод. Маргарета и трое ее братьев остались с матерью, но через 9 месяцев после развода та скончалась. Маргарета переехала к дяде в Гаагу.
Желание избавиться от опеки родственников и стремление к новой, интересной жизни толкнули еще не достигшую совершеннолетия девушку, отличавшуюся яркой внешностью и любившую хорошо одеваться, на поиски мужа. Вскоре она нашла подходящего кандидата - по брачному объявлению. Никого в семье не удивило, что это был военный. На протяжении всей жизни Мата Хари будет испытывать особую страсть к мундиру, которая станет для нее роковой.Ее избранником стал офицер колониальных войск в Нидерландской Индии (современной Индонезии) Рудольф Джон Маклеод. Это был суровый солдат, чуждый сентиментальности, приехавший в Нидерланды в двухгодичный отпуск. Он был вдвое старше Маргареты, чем отчасти и покорил сердце девушки. Они обручились через неделю после первой встречи, а поженились через три месяца. Через полтора года у них родился сын. Тогда же отпуск подошел к концу, и Маклеод с семьей уехал в Восточную Индию.
Маргарета мечтала попасть в загадочную страну, но вместо этого нашла кое-что получше - толпу обожателей в военных мундирах, куда более привлекательных, чем ее муж. На всех вечерах и балах, устраиваемых для офицеров гарнизона и их семей, молодая госпожа Маклеод блистала, вызывая ревность супруга. Семейные скандалы следовали один за другим. Рождение дочки не принесло покоя в семью. Окончательно же отношения супругов ухудшились после смерти двухлетнего сына. Но в Индии развод был делом сложным и практически неосуществимым. За те несколько лет, что молодая женщина провела на Востоке, она видела не только красоты и постигала не только тайны этой загадочной цивилизации, как рассказывала позднее, уже знаменитой танцовщицей. Чаще всего ей приходилось жить в бедных деревнях, питаться грубой солдатской пищей и бороться с тропическими насекомыми и болезнями. Манящий Восток обернулся для нее кошмаром, из которого она мечтала вырваться. Ее преследовало новое наваждение — блистательный Париж. В 1903 году Маклеоды вернулись в Голландию. Развод последовал незамедлительно. Дочь осталась с Рудольфом, так как Маргарета не могла прокормить даже себя. Но главное, ей нужна была свобода, чтобы покорить Париж.
Культурная столица Европы встретила ее неприветливо. Красивая женщина надеялась заработать как натурщица, но модные художники не интересовались ею, а непризнанные дарования платили гроши. Она вернулась в Нидерланды, поклявшись, что все равно добьется своего. И сдержала клятву. В 1905 году Париж всколыхнуло известие о прибытии в город таинственной танцовщицы с Дальнего Востока, обучавшейся танцам в буддийских храмах и познавшей многие тайны восточной науки. Это была первая мистификация молодой голландки. Отныне вся ее жизнь будет построена на выдумках.
Предприимчивая молодая женщина знала: куда больше, чем танец, публику привлечет ее молодое обнаженное тело.
Маргарета назвала себя Мата Хари, что в переводе с малайского означало "око дня", или "солнце". Она не умела танцевать ничего, кроме вальса и кадрили. Но предприимчивая молодая женщина знала: куда больше, чем танец, публику привлечет ее молодое, прекрасное и совершенно обнаженное тело. В конце каждого из выступлений, больше напоминавших стриптиз, чем танец, на ней оставались лишь бусы и браслеты.
Критика была в восторге, французские богатеи боролись за право пригласить загадочную плясунью выступить перед их гостями. Буквально за неделю Мата Хари стала известна всему Парижу. Не нашлось никого, кто оспорил бы ее рассказы о жрецах, учивших ее танцевать, или хотя бы усомнился в индийском происхождении изобретенных ею самой движений. Одурманенные восточными благовониями, благосклонные зрители видели лишь то, что хотели видеть: очаровательную молодую женщину в прозрачных одеждах. Только в 1905 году Мата Хари дала в Париже 30 концертов, из которых три - в огромном театре Трокадеро.
Ее популярность росла, а рассказы о детстве, юности и замужестве расцвечивались все новыми фантастическими подробностями. Напрасно Мата Хари старалась следить за тем, чтобы не путаться в многочисленных деталях: запомнить их не могла даже она. Она несколько лет путешествовала, жила в роскошных отелях, ее фото постоянно мелькали на страницах газет.Однако слава Маты Хари гремела недолго. Уже в конце 1909 года, вернувшись в Париж после многочисленных заграничных путешествий, она увидела полуобнаженных танцовщиц повсюду - от престижнейших салонов до самых дешевых кабаре. Кое-кто из них беззастенчиво подражал ей. Она перестала быть сенсацией, перестала быть уникальной и даже уже не была молодой.Ей все еще предлагали довольно выгодные контракты, даже шли переговоры о включении ее в труппу Дягилева. Но времена баснословных гонораров прошли, а она привыкла жить на широкую ногу. Ей пришлось заложить дом под Парижем, подаренный одним из любовников. При этом она продолжала вести роскошный образ жизни, который ей уже был явно не по средствам.Единственным способом не впасть в бедность стал поиск богатых возлюбленных. Она находила их повсюду: банкиры, промышленники, меценаты, высокопоставленные военные (последних она предпочитала всем остальным) сменяли друг друга в ее постели, но зато ее кошелек никогда не пустовал.
Из Парижа Мата Хари переехала в Берлин, где надеялась сама поставить два балета. Но ее творческим планам не удалось осуществиться. Началась Первая мировая война.
Из Парижа Мата Хари переехала в Берлин, где надеялась сама поставить два балета. Но ее творческим планам не удалось осуществиться. Началась Первая мировая война.
Решив покинуть Берлин, Мата Хари отправилась в нейтральную Швейцарию, не подумав, что во время войны пересечение границы не было таким легким делом, как раньше. Несколько месяцев заняла процедура получения разрешения на выезд. Потом она вернулась в родную Голландию и продолжила выступать. В 1916 году несколько раз приезжала в Париж. Во время одного из визитов познакомилась с русским офицером Вадимом Масловым. И когда тот был тяжело ранен, Мата Хари, пытавшаяся получить разрешение на поездку в военный госпиталь в Виттель, познакомилась с главой французской контрразведки, и он предложил ей сотрудничество. Она согласилась. Провела с Вадимом несколько незабываемых месяцев, а вернувшись в Париж, потребовала миллион франков в обмен на свои шпионские услуги. Сделка была заключена, хотя шпионка под кодовым номером Н-21 так и не получила обещанный гонорар. В условия договора входил немедленный отъезд Маты Хари в Голландию. Она должна была заманивать в свою постель дипломатов и генералов и выведывать у них военные тайны. Какие именно сведения она поставляла во Францию, неизвестно. Очень скоро французы заподозрили в ней двойного немецкого агента. Тем временем незадачливая шпионка на каждом углу распространялась о секретной миссии, полученной ею от французского правительства, не понимая, в какое опасное положение себя ставит. Последний приезд Маты Хари во Францию в январе 1917 года стал роковой ошибкой незадачливой шпионки. В Париже она вела прежнюю жизнь, встречаясь с мужчинами всех возрастов и рангов и посвящая всех в свою "тайную" шпионскую жизнь, которую сама воспринимала как занимательную игру. Иначе, не раз предупрежденная о том, что французы считают ее двойным агентом, она ни за что не вернулась бы в ставший для нее опасным Париж. И когда 13 февраля 1917 года в ее номер в "Палас-отеле" на Елисейских Полях постучал комиссар полиции с приказом об ее аресте, Мата Хари была убеждена, что это недоразумение. У следствия не было против нее прямых улик, лишь подозрения, что ее многочисленные романы с влиятельными людьми в разных странах имели целью доставлять сведения немцам.Она должна была заманивать в свою постель дипломатов и генералов и выведывать у них самые разные военные тайны. Процесс Маты Хари стал самым громким за всю историю Первой мировой. По сути, приговор был вынесен заранее, суд был формальностью. Французскому правительству был необходим показательный процесс над немецкой шпионкой, и Мата Хари с ее сомнительными связями оказалась очень кстати. Утром 15 октября 1917 года Мату Хари расстреляли в Венсенском замке под Парижем. Никто не востребовал ее тело для захоронения, и оно было отдано в анатомический театр медицинского факультета.
Статья из Cosmopolitan. источник: http://tonks.ru/
Статья из Cosmopolitan. источник: http://tonks.ru/
28.05.2009 | |
Интимная гигиена: откровенно о сокровенномМы можем часами рассказывать подруге о том, как ухаживаем за волосами и фигурой, или делиться собственными секретами похудения. А вот забота о деликатных частях тела... такую тему почему-то неловко обсуждать. Поговорим начистоту?… |
Комментариев нет:
Отправить комментарий